Звучит музыка песни Д. Тухманова «День Победы». Дети входят в зал и садятся.
1-й ведущий.
Приближается праздник — День Победы. Это «радость со слезами на глазах» — так
сказал один поэт. И действительно, в этот день и радость, и скорбь рядом. Нет в
России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье
вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал
мирную жизнь.
2-й ведущий.
А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной, которые живут сегодня, а их
становится все меньше, и самым молодым солдатам последнего военного призыва уже
за семьдесят. И у многих ветеранов растут не только внуки, но и правнуки.
2-й.
22 июня 1941 года. Кто не помнит этой даты? Она вошла в жизнь нашего народа
ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными селами и городами, миллионами
убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти.
3-й.
Война оставила след почти в каждой семье. 27 миллионов своих сыновей и дочерей
не досчиталась наша страна. Они не пощадили своей жизни ради нашей победы.
4-й.
Разрушено 1710 городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень. Взорвано около
32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
Уничтожено то, что было создано трудом нашего народа. Выведены из строя заводы,
фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы.
5-й.
Тяжелую войну вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал,
отдавал фронту последнее.
6-й. (читает стихотворение А. Твардовского «Война — жесточе нету слова…»).
Война — жесточе нету слова,
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
Чтец-1.
Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди,
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.
Чтец-2.
Он защитил тебя на поле боя
Упал, ни шагу не ступив назад,
И имя есть у этого героя:
Российской армии простой солдат.
3-й ведущий.
У Кремлевской стены, у могилы Неизвестного солдата всегда горит Вечный огонь.
Там написаны слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой не забыт». Почтим память
погибших минутой молчания.
Минута молчания.
Исполняют песню «Вечный огонь», муз. Г. Комракова, стихи В. Рябцева, 1-й куплет.
1-й ведущий.
Для многих нынешних ребят Великая Отечественная война — это почти такое же
далекое прошлое, как и война с Наполеоном. И появляются на русской земле молодые
люди со свастикой.
2-й ведущий.
И начинают некоторые историки рассуждать, что было бы, если бы не преградили
дорогу фашистам советские солдаты.
3-й ведущий.
А они не рассуждали, они просто стояли до последнего: в Бресте и в Сталинграде,
под Курском и в блокадном Ленинграде. Стояли и выстояли свою землю, свои березы.
Исполняется песня «Березовые сны», муз. Гевиксмана, стихи Г. Фере.
3-й.
В рядах тех, кто приближал Победу, были наши ровесники. Они были сынами полков,
партизанами, подпольщиками.
4-й.
Леня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова за мужество и бесстрашие
были удостоены звания Героя Советского Союза. 20 тысяч школьников получили
медаль «За оборону Москвы». 15 249 юным ленинградцам вручена медаль«За оборону
Ленинграда».
5-й.
Юные погибшие герои,
Юными остались вы для нас.
Мы — напоминание живое,
Что Отчизна не забыла вас.
Жизнь иль смерть — и нету середины.
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Сколько вас, веселых и влюбленных,
По родной земле погребено?!
Вы сегодня в легком шуме кленов,
Тихо постучавшихся в окно.
6-й.
Они стоят у Вечного огня
Над Волгой, у Мамаева кургана.
Они и за тебя, и за меня
Сражались, умирая слишком рано.
Они стоят у Бреста, под Москвой,
На их груди застыли автоматы, —
Они стоят, на лицах их покой, —
Надежные советские солдаты.
Их омывают ветры и дожди,
Их опаляет солнце летним зноем.
И никуда с поста им не уйти,
Ни каменным, ни бронзовым героям.
1-й.
Дорогой героев, дорогой отцов
Шагают бесстрашные люди,
И в час испытания каждый готов
Закрыть свою Родину грудью.
2-й (читает отрывок из стихотворения Р. Казаковой «На фотографии в газете»).
Забыть тот горький год неблизкий
Мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски,
Как души, рвутся из земли.
Они легли на поле боя, —
Жить начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.
3-й.
Благодарная память народа
Ваши хранит имена.
Вечная слава героям!
Чтец-1.
Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры.
На пороге едва замаячили
и ушли за солдатом солдат…
До свидания, мальчики, мальчики!
Постарайтесь вернуться назад!
1-й ведущий.
Именно они, молодые солдаты, вынесли на своих плечах основную тяжесть войны.
Ведущий.
Не было равных советскому человеку в стойкости, мужестве, мастерстве. Именно эти
люди повернули ход войны не только в свою сторону, но и в пользу союзников и
принесли победу странам Европы, чем изменили весь ход истории. Предлагаем вам
военно-историческую викторину.
Викторину проводит взрослый, за каждый правильный ответ ребенок получает фишку,
потом подсчитывается, у кого наибольшее количество фишек. Победитель получает в
подарок праздничную открытку.
Викторина для знатоков Отечественной военной истории.
1. Этот человек родился в Дании, но в юности поступил в русский флот, и Россия
стала его второй родиной. Он сражался под русским флагом против шведов,
участвовал в трудных морских походах. Его именем названы остров, пролив и часть
океана. Как его звали?
2. Этому литературному герою — солдату Великой Отечественной войны — поставлен
памятник на родине его автора, в древнем русском городе Смоленске. «Про огонь,
про снег, про танки, про землянку да портянки… про махорку да мороз» идет речь в
книге про бойца. Назовите автора и его героя.
3. Этот московский князь привык воевать. Впервые его взяли в военный поход еще
мальчиком. Но главное его сражение произошло, когда князю было тридцать лет.
«Любезные братья и друзья, — сказал он на военном совете, — знайте, что я пришел
сюда, чтобы Русскую землю от пленения и разорения избавить. Ныне же пойдем за
Дон и там или победим, или сложим свои головы». Назовите имя и прозвище князя.
4. Много трудных решений приходилось принимать этому полководцу. Например, без
боя сдать врагу Москву. Но всем известны его слова: «С потерей Москвы не
потеряна Россия». Назовите имя полководца.
5. Памятник этим людям стоит в самом центре Москвы — на Красной площади. Свой
подвиг они совершили в 1612 году. Назовите их имена.
6. Этому военному моряку довелось командовать русскими силами в последнем
крупном сражении парусного флота. Сражение это произошло в Синопской бухте.
Назовите имя моряка.
7. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва». Чьи это слова и кому они
были сказаны?
8. На своей печати этот военачальник и государственный деятель вырезал слова: «Я
ученик и нуждаюсь в учителях», А сейчас его имя носит основанный им город. Как
звали этого «ученика»?
9. Какой полководец внушал своим солдатам, что «смерть бежит от пули и штыка
храброго», что «тяжело в ученье — легко в бою»?
10. Какому полководцу народ присвоил почетное звание «Маршала Победы»?
Чтец-1.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май.
Чтец-2.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой.
Чтец-1.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли,
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли.
Исполняется песня «Майский вальс», муз. И. Лученка, стихи М. Ясеня. Исполняется
упражнение с цветными флажками, лентами и цветами.
1-й ведущий.
Давно умолк войны набат,
Но будет вечно спать солдат,
Что смертью храбрых пал в бою.
2-й ведущий.
Он сохранил тебе и мне
И человечеству всему
Покой и счастье мирных дней.
Звучит песня «День Победы» Д. Тухманова. Дети выходят из зала.
Мероприятие разработано учителем Кисляковской МОУ СОШ № 2