ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ 

Программа воспитательной работы 7 «А» класса МОУ СОШ № 2 на 2008 – 2012 учебные годы


Программа разработана классным руководителем Тюряевой И.Ю.

Воспитательная система класса «Растим патриотов»

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ
- Формирование на примерах отечественной истории, культурных ценностей и традициях личности гражданина – патриот
.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
патриотической работы.
1. Духовно - нравственное воспитание.
2.Историческое воспитание.
3.Политико - правовое воспитание.
4.Патриотическое воспитание.
ЦЕЛИ
патриотической работы.
Целенаправленно осуществлять патриотическое воспитание учащихся во внеурочное время, способствовать формированию у них высокой политической сознательности,.
ЗАДАЧИ
патриотической работы
1. Прививать учащимся высокие моральные качества
2. Активное изучение учащимися исторических страниц воинской славы русского оружия.
3. Формирование такого мировоззрения, которое достойно гражданина и патриота своей Родины.
4.Развитие самоуправления и повышения общественной активности учащихся, активной жизненной позиции.
5.Ориентировать обучающихся на получении знаний об истории своей семьи, школы  т. д.  для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
6.Продолжить формирование бережного, уважительного отношения к старшему поколению, природе, историческим ценностям.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
Классные часы, библиотечные часы
- кинофестивали или просмотр отдельных фильмов по военно -патриотической тематике;
- конкурсы военно - патриотической песни;
- конкурсы на лучшую музыкальную композицию военных песен;
- конкурсы рисунков и плакатов на военную тематику;
- походы школьников по местам боевой и трудовой славы;
- поисковая работа;
- шефство над инвалидами и ветеранами войны;
- встречи с ветеранами войны и труда;
- создание выставок военных книг, рисунков;
- проведение спортивных игр;
- встречи с воинами - бывшими учениками школы;
ОРГАНИЗАЦИЯ
патриотической работы
У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является участие школьников в различных видах патриотической деятельности, организуемой в школе и вне её.
СИСТЕМА
патриотического воспитания учащихся
1.  Морально - психологическая подготовка
Осуществляется на уроках общественно - исторического и гуманитарного цикла. Внеурочная работа:
- кружки по предметам;
- уроки мужества;
- конкурсы сочинений на военно - патриотическую тему;
- обсуждение книг, кинофильмов;
- шефская работа.
Внеурочная работа:
- спортивные секции; - спортивные лагеря;
 
ПРИНЦИП ПРОГРАММЫ
- Воспитание личности безопасного типа, гражданина, защитника Отечества
- обеспечение единства и взаимосвязи урочной и внеурочной работы по патриотическому воспитанию ;
- организация кружковой работы патриотической направленности;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
воспитание качеств личности: уважение и любовь к Родине и ее истокам, традициям, символике;
воспитание гуманности, способности к сотрудничеству, трудолюбия, честность, самостоятельности.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ : «РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ».

ЦЕЛЬ : помочь родителям определить их роль и роль семьи в воспитании, проанализировав меру заботы о ребёнке, проявление любви к нему, дать советы психолога по воспитанию детей.
« ПЛОХО ЧЕЛОВЕКУ, КОГДА ОН ОДИН
ГОРЕ ОДНОМУ, ОДИН НЕ ВОИН».

Видимо, подавляющее большинство людей согласятся с В.В.Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди не в партию вступают, а создают семьи.
Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.
Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему нужна была семья?
?
И в сегодняшнем цивилизованном мире, люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности.
Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.
Спецификой семейного воспитания является «многомерность» жизни семьи, широта и многогранность влияний, условий, которые будучи созданы осмысленно и целенаправленно, могут стать основой всестороннего развития личности.
СЕМЬЯ - ЭТО
? И трудовой коллектив,
? И моральная опора,
? И высшие человеческие привязанности (любовь, дружба),
? И пространство для отдыха,
? И школа доброты,
? И многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми. Мораль и вкусы,
• манеры и привычки,
• мировоззрение и убеждения,
• характер и идеалы
- основы всего этого закладываются в семье.
В современной литературе семья определяется как
Малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовым и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей.
Важнейшими функциями семьи следует считать такие.
? Воспитательная,
? Хозяйственно-бытовая,
Экономическая,
? Социально-статусная,
? Психотерапевтическая,
? Репродуктивная,
? Сексуально-эротическая,
? Духовное общение,
? Досуговая.
В жизнедеятельности современной семьи первостепенное значение приобретают функции, связанные с общением, взаимопомощью, эмоциональными отношениями супругов, родителей и детей.
• Создание условий для всестороннего развития личности,
• эмоциональная поддержка престарелых родителей,
• воспитание детей и подростков, основанное на любви и доверии* таковы основные требования, предъявляемые обществом к семье.
Семья для ребенка - это место его рождения и становления
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру.
Семья это определенный морально-психологический климат, это школа | /„ отношений с людьми.
Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о ) порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуальную, познавательную, трудовую, общественную, игровую, творческую и другие.
Особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью человека
?
Мы с вами - родители .
? И в наших силах помочь своему ребенку вырасти добрым, умным, активным, сильным, смелым, храбрым ответственным, творческим... Одним словом ЧЕЛОВЕКОМ.

Тест «Мера заботы о ребенке»
Для определения степени проявления заботы родителей по
отношению к собственному ребенку можно предложить родителям
выполнить следующий тест.
Инструкция
Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Некоторые из
утверждений оставляют такое впечатление, что они к воспитанию
не относятся. Однако вы должны высказать свое мнение по
каждому суждению и выставить свой балл.
Шкала оценок
1 — категорически не согласен;
2 - мне трудно с этим согласиться;
3 — может быть, это и верно;
4 — совершенно верно. Я с этим согласен. Утверждения теста

1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении.
2. Для того чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей.
3. Маленького ребенка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.
4. Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.
5. Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим увечьям.
6. Воспитание ребенка — труд тяжелый и зачастую неблагодарный. 7.У ребенка не должно быть тайн от родителей.

8. Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит, отец плохо содержит семью материально.
9. Любовью родителей ребенка не испортить.

10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни.
11. Главное, чем должен заниматься ребенок — это учеба. Все остальное в доме в состоянии сделать родители.
12. Мать — главное лицо в доме.
13. Семья должна жить под девизом: «Все лучшее — детям!»
14. Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими.
15. Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей.

Итоги
40 баллов и выше — Все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были надежно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них. 25—40 баллов — Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость.
16. Меньше 25 баллов — Вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения


Для оказания помощи родителям в воспитании детей психологи разработали законы семьи :

Закон семьи 1. Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от
чего.
Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину.
Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг
о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для
проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
Закон семьи 2. Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты.
Иногда родители прибегают ко лжи в самых различных обстоятельствах жизни, считая это
спасением во многих жизненных обстоятельствах, например, уход отца из семьи или
смерть близкого человека. Раскрывшаяся ложь может разрушить привычный уклад жизни,
которую так старались сохранить ложью. Всякую фальшь, обман ребёнок подмечает с
чрезвычайной остротой и быстротой, а, подметив, впадает в смущение и
подозрительность.
Если ребёнку нельзя сообщить что-то, то следует честно и прямо отказать в ответе или
провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор, а потом быть
разоблачённым детской проницательностью.
Закон семьи 3. Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.
Говоря о воздействии словом, В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно
применяться именно к конкретному человеку, должно быть содержательным, иметь
глубинный смысл и эмоциональную окраску.
Во-первых, чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять
след в мыслях и душе воспитанника.
Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать
скучных проповедей. Именно семья в самую первую очередь учит культуре
коммуникативного общения. Громкие нравоучения, разборы поступков в присутствии
многих людей вызывают глухое устойчивое раздражение и нежелание хоть что-нибудь
изменить в своей жизни в лучшую сторону.
Закон семьи 4. Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных
приемов наказания ребенка.
Крайней мерой воздействия В.А. Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет
воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над
собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять
достоинство человека, выражать неверие в него.
Закон семьи 5. Закон понимания ребенком слов «можно», «надо», «нельзя».
Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считал запрещение. Оно
предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим
желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно
удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка,
вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. С детства надо учить
человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо,
нельзя. Таким образом, потворство родителей действует очень вредно.
Закон семьи 6. Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными
эмоциями и чувствами.
Сегодня мы отмечаем важность воспитания чувств ребенка. Этим необходимо заниматься
и в семье, и в школе. Это значит и словом, и поступками вызывать переживания,
пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя
естественную обстановку.
Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с
каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и
отвечает на них своими собственными переживаниями. Чувства не навязываются, а
пробуждаются. Пробудить эти чувства можно лишь искренними переживаниями.
Закон семьи 7. Родители должны демонстрировать своим детям собственную
работоспособность и блага, связанные с нею.
Ребенок должен видеть, что все члены семьи заняты созидательным трудом, что
праздность в доме не свойственна членам семьи, что труд — это не наказание, а
возможность сделать свою жизнь лучше. Постоянно наблюдая за работой взрослых,
ребёнок начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как
помощник и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
Закон семьи 8. Закон культивирования в семье положительных привычек.
Можно много раз говорить своему ребенку о том, что нельзя много есть и при этом на его
глазах съедать огромное количество еды. Можно говорить о вреде курения и самому
взрослому курить не переставая. Такие примеры — модель для подражания и активного
использования в жизни.
Необходимо исключение так называемых дополнительных раздражителей из жизни
ребёнка: чрезмерной роскоши, ужасающей нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной
еды, табака, алкоголя.
Закон семьи 9. Создание условий для общения ребенка с нравственными людьми. Для
того чтобы ребенок вырос нравственно здоровым, его необходимо максимально оградить
от контакта с безнравственными людьми.
Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация.
Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки
окружающих его людей. Воспроизвёл — значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок
вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и
поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка, желают ему
добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему
примером безнравственного поведения.
Закон семьи 10. Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.
Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений. И в связи этим родители должны: остерегаться слишком чувственной обезьяньей любви к ребёнку, которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками; контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей; создавать нравственные традиции и обычаи, которые могут показать истинную красоту взаимоотношений взрослых любящих людей.
5.Подведение итогов собрания
В китайском эпосе есть одна притча , которая лучше всего подведет нас к выводу в нашем собрании.

ЛАДНАЯ СЕМЬЯ

Жила - была на свете семья, она была не простая .Более 100 человек насчитывалось в этой семьи. И занимала она целое село . так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что ,мало ли больших семейств на свете и , стало быть, в селе ,Ни ссор , ни ругани, ни ,Боже упаси , драка и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны . И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота ,достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивляется владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи , мол ,как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и начал что-то писать, писал долго. Видно , не очень силен был в грамоте.
Затем передал лист владыке . тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика .Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге : ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ , ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ , сто раз ПРОЩЕНИЕ ,сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал , как водится ,за ухом и спросил:
-И все?
-Да,- ответил старик ,-это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И, подумав, добавил:- мира тоже.


ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ 
Сайт создан в системе uCoz