Тема: Упражнение по распознаванию частей речи. Охрана растений
Цель урока: Совершенствовать умение распознавать части речи,
повторить изученные орфограммы;
обогатить знания детей о жизни растений, их месте в жизни человека;
воспитывать чувство любви к природе, ответственность за ее сохранность;
развивать любознательность, наблюдательность у детей;
учить делать выводы, обобщения.
Учебное оборудование: учебник «Природоведение» (автор А.А. Плешаков),гербарий, картинки, фотографии растений, индивидуальные карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Объявление темы и целей урока.
Вступительное слово учителя:
Сегодня у нас необычный урок, на котором мы с вами попробуем, как можно больше узнать о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, о необходимости охранять и беречь растения, о правилах поведения в природе, одновременно будем повторять все изученные орфограммы, работать над распознаванием частей речи.
III. Словарная работа.
Разговор у нас сегодня пойдет о растениях, значит, посвятим этой теме и словарную работу. Про какое дерево говорят: «Листок колючий, а ствол липучий»?
(Про сосну).
Запишите это слово.
Какое «кудрявое» чудо-дерево имеет единственную в мире белую кору, которая не нагревается солнцем?
(Береза).
А как ласково назвать это дерево?(Березонька).
Запишите эти два слова в тетрадь.
Какое дерево называют «спичечной королевой»?
(Осина).
Запишите в тетрадь.
Какое растение – ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы?
(Шиповник).
Ребята записывают в тетрадь.
Я капелька лета
На тоненькой ножке,
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.
(Земляника).
Прочитайте слова, которые вы записали в тетрадь.
На какое правило записаны вами слова?
(Безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением).
На какие группы можно разделить все эти растения?
(Деревья, кустарники, травы)?
Какие еще группы растений вы знаете?
(Мхи, водоросли, папоротники, хвойные и цветковые, дикорастущие и цветковые).
Без какого органа большинство растений не могут жить?
(Без корня).
А без чего не может существовать слово?
(Без корня).
Выделите в словах, обозначающих деревья, корень. Слово «березка» разберите по составу.
IV. Работа по распознаванию частей речи.
К какой части речи относятся записанные вами слова? (существительные)
Что такое имя существительное?
Что выделяют в воздух растения? (кислород).
Как вы уже знаете, кислород необходим для дыхания живых организмов. Для животных растения – это и дом и пища. Люди тоже питаются растениями и продуктами, полученными из них.
На доске:
Твой завтрак.
Белая булочка с изюмом.
Чай с сахаром.
Какие растения дали тебе пищу?
(Пшеница, виноград, чай, сахарная свекла, сахарный тростник).
Назовите словосочетания.
(Белая булочка, булочка с изюмом, чай с сахаром).
(Что такое имя прилагательное?
V. Работа по охране природы.
Человек стремительно вторгается в природу. К чему это приведет, давайте прочитаем в учебнике.
(«Природоведение» с. 101)
Многие замечательные растения находятся под угрозой исчезновения. О некоторых из них сейчас расскажут…
Эдельвейс – это горное растение, растет высоко в горах, в переводе с латинского он означает «лев» и «лапа».
Люди заметили отдаленное сходство этого растения с лапой царя зверей, а в переводе с немецкого это слово означает «благородная белизна». Растение находится на грани полного исчезновения и заслуживает самой строгой охраны. (Ребята рассматривают данное растение на фотографии и рисунке).
Водяной орех или чилим – это водное растение, его семена содержат много питательных веществ.
Они вкусны и полезны. Растет на юге России. В настоящее время численность этого растения заметно сокращается. Это связано с обмелением и загрязнением водоемов.
Какие действия человека привели к исчезновению многих растений? (Загрязнение окружающей среды, неограниченный сбор растений.
Сегодня мы познакомимся с одним из растений, занесенных в Красную книгу России. А называют это растение Венерин башмачок.
Про это растение сложена интересная легенда. Пролетая над Землей, богиня Венера обронила башмачок, который превратился в цветок. Даже дословный перевод с латинского звучит как «туфелька».
Это довольно крупное растение с крепким стеблем. Это цветок-ловушка для насекомых, заставляет их опылять себя. Жуки, мухи, пчелы залетают внутрь цветка. Оттуда очень трудно выбраться. Когда насекомые выбираются из него, они оставляют принесенную ими пыльцу на цветке. Насекомое поднимается все выше и выше, ближе к свету. Но тут выход сужен, а когда оно протискивается в этот выход, то та пыльца, которая была на цветке, налипает на брюшко насекомого. Слабые насекомые так и прилипают к цветку, а те, кто посильнее, выбираются уставшие и на некоторое время теряют способность двигаться.
Вот видите, какое это интересное растение. К сожалению, оно встречается редко и поэтому занесено в Красную книгу.
В охране нуждаются и такие растения, как кувшинка белая или белая лилия.
Кувшинка – имеет приятный тонкий аромат. Цветы в хорошую погоду всплывают рано утром, к вечеру закрываются и прячутся под водой. В ненастье не показываются совсем.
Также в охране нуждаются не только красивые и полезные, но и ядовитые растения, например, такие, как волчье лыко или ландыш.
Волчье лыко – небольшой кустарник, цветет ранней весной. На тонких голых прутиках появляются розовые цветочки, которые имеют острый аромат. В середине лета созревают плоды – блестящие красные ягодки. Все растение ядовито. А вот пчелам и муравьям нравится его нектар и запах. Яд этого растения для них безвреден.
Ландыш. Корневище ландыша живет самое большое 21 год. Ландыш первый раз цветет в возрасте 7 лет, а к 10-12 годам растение утрачивает эту способность.
Корневище образует ежегодно новые листья, а цветоносы образуются только через 2-3 года, вот и получается, что за свою длинную жизнь ландыш цветет всего 2-3 раза. Все растение ландыша ядовито, но препараты из листьев, цветков, семян – это лекарственное средство, которое улучшает работу сердца.
VI. Физкультминутка.
VII. Работа по распознаванию частей речи.
А сейчас давайте продолжим выполнение работы в тетрадях.
Подберите к каждому существительному по смыслу прилагательное. Работу будем выполнять по вариантам.
На доске:
I вариант: ландыш, кувшинка
II вариант: купальница, колокольчик
Прилагательные: лесной, луговой, желтая, белая, водная, синий, редкий, лекарственный.
Что у вас получилось?
I вариант: лесной лекарственный ландыш, белая водная кувшинка.
II вариант: луговой синий колокольчик, желтая водная купальница.
Какие части речи вы еще знаете? (глагол, предлог).
Что называется глаголом?
Прочитайте текст, записанный у вас на карточках.
Лекарственные травы.
Когда человек…, врач… ему лекарство. Часть лекарств… из трав. Травы так и… лекарственные. Они… на зеленых лугах, на широких полях, в густых лесах.
Слова для справок:
делают, болеет, растут, прописывает, называются.
Какая часть речи пропущена?
Используя слова для справок, подберите нужный глагол и спишите текст.
Прочитайте текст, который у вас получился.
(Чтение текста).
Действительно, лекарственные растения – это замечательное богатство природы. Какие лекарственные растения вы знаете?
(Подорожник, тысячелистник, липа).
Школьники часто собирают их и сдают в аптеку. Это важная работа, но выполнять ее нужно так, чтобы ненанести вреда природе.
Некоторые виды лекарственных растений из-за неумеренного сбора уже стали редкими. Одним из таких растений является первоцвет или примула. Редко можно встретить и валериану, плаун. Все эти растения не надо собирать. Лучше заготавливать тысячелистник, крапиву, пижму, пастушью сумку, подорожник.
Ребята, какова роль предлога в нашей речи? (связь слов в предложении по смыслу).
Составьте предложение из слов, записанных на доске.
На доске:
на цветы лугах прелес…ные сер…це радуют
Давайте запишем это предложение.
(Запись предложения у доски с комментарием).
На доске:
Прелестные цветы на лугах радуют сердце.
Разберите по членам предложения и частям речи, выделите основу предложения.
VIII. Решение проблемных ситуаций.
А сейчас давайте разберем несколько небольших ситуаций. Мы должны оценить их и сказать, что сделано так, а что – нет.
Ребята поставили палатки. Вот и кострище есть.
«Давайте разожжем здесь костер», - предложил Алик.
«Зачем здесь? Идите вон под то дерево – там уютнее», - возразили девочки.
Мальчики пошли туда, куда девочки показали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала.
Что сделано неправильно? (Дети сняли дерн, постепенно корни дерева высохли, или вообще они сожгли корни).
В каком рассказе произошла подобная ситуация? (В рассказе Скребицкого «Передышка»).
Могут ли люди жить без природы?
На этот вопрос один старшеклассник сказал: «Сейчас нет! Но прейдет время, когда люди научатся готовить искусственную пищу и они смогут жить без природы».
Прав ли старшеклассник?
А как бы вы ответили на этот вопрос? Почему? (Люди не могут жить без природы. Но одно искусственное вещество не сможет полноценно заменить натуральное, природное).
Дополните предложение письменно.
Люди не могут жить без природы, потому что…
X. Итог урока.
Объясните, почему в наши дни сокращаются площади, занимаемые растениями? (Земли идут под строительство, их распахивают, осушают водоемы).
Какие правила поведения вы должны знать, находясь на природе? (Не пугать животных, не жечь костров, не мусорить).
Какие части речи вы использовали на уроке при записи своих мыслей в тетрадь? (Существительное, прилагательное, глагол, предлоги).
Расскажите об этих частях речи.
XI. Домашнее задание. Дома вы нарисуете и подпишите плакат, призывающий охранять растения.
Урок разработан учителем Кисляковской МОУ СОШ № 2 Стыцюн Валентиной Павловной.
Сайт создан в системе
uCoz