ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ 

ХИМИЯ


Тема: Белки как биологические полимеры.

Цель урока: Закрепить знания учащихся о белках, как о высокомолекулярных полимерах, развивать познавательный интерес учащихся, проводя исследовательскую работу по определению качества продуктов питания местного производства.

Оборудование: реактивы для проведения лабораторного практикума.

Девиз урока: «С полным основанием можно считать, что белки – самые важные из всех веществ, входящих в состав организма животных и растений». (Л. Полинг).

ХОД УРОКА:

     Класс разбит на группы.

I.    Сообщение учащимся темы и цели урока.

     1.Учитель: Мы уже имеем представление о самых сложных по строению и функциям биополимерах – белках. Используя дополнительную литера- туру ребята подготовили для нас сообщения, из которых мы узнаем интересные и познавательные сведения о белках.

    1) Сообщение на тему: «История открытия белков».
    Ни в одной области человеческих знаний не было высказано такого количества гипотез, как в химии белка. В 1754г. Итальянский ученый Я.Б.Беккари опубликовал отчет о работе, выполненной в 1728г., где он выделил из пшеничной муки клейкую массу – клейковину. Оказалось, что клейковина - вещество растительного происхождения, напоминала по свойствам продукты, которые можно было получать из животных организмов. Беккари сделал вывод о существовании особых веществ, присущих и растениям, и животным. Эта работа положила начало изучению белков. В 1888г. Русский ученый биохимик А.Н.Данилевский на основании своих опытов впервые высказал гипотезу о пептидной связи между остатками аминокислот в белковой молекуле.
    В 1899г. Исследованием белков занялись немецкие химики – органики Эмиль Фишер и Франц Гофмейстр. Они высказали предположение: в белках аминокислоты связаны за счет аминогруппы одной молекулы и карбоксила другой. При образовании такой связи выделяется молекула воды. Эта гипотеза была подтверждена экспериментально в 1907 году и получила название «полипептидная теория».
    2) Сообщение на тему: « Значение белков».
    Белки – природные высокомолекулярные соединения, основа всего живого на Земле. Во всех живых организмах белки играют очень важную роль: они участвуют в построении клеток мышечной и нервной ткани, входят в состав кожи. Все жизненные процессы в организме осуществляются при участии белков, например, с их помощью кислород доставляется из легких в ткани, выводится углекислый газ.
    Белки играют в организме защитную роль – снабжают его энергией, при расщеплении 1г. белка освобождается 17, 6 кДж. Белки – ферменты – катализаторы многих химических процессов, происходящих в организме. О роле белков Ф.Энгельс писал: «жизнь есть способ существования белковых тел».
    Белки – основной продукт питания. Средняя потребность человека в белке за сутки составляет 80 – 100г. много белка содержит икра – 26,7%, мясо – 14%, рыба – 16%, горох – 22%, кормовые дрожжи – 45%.
    3) Сообщение на тему: «Функции белков».
    Значение белков для жизни очень велико, и функции их разнообразны:
      * Белки являются главной составной частью протоплазмы. Одним из основных строительных материалов живых организмов, непрерывно самообновляясь, участвуют в обмене веществ.
       * Важное значение имеют биологические катализаторы биохимических реакций – ферменты. И.П.Павлов доказал, что они ускоряют многочисленные реакции, лежащие в основе обмена веществ.
       * Следующая функция белков – двигательная. Белки участвуют в мышечной деятельности, движений протоплазмы.
       * Белки выполняют активно – защитную функцию. Они взаимодейст - вуют в организме с инородными веществами и блокируют их.
       * Играют большую роль в процессах роста и развития позвоночных животных и человека гормоны, вырабатываемые железами внутренней секреции.
        * Белки – это главнейшее звено в конструкции органов зрения и обоняния. Они являются рецепторами, преобразующими воспринимаемые раздражения.
       * Очень важно значение белков в процессах метаболизма, они выступают в роли переносчиков вещества в организме. Например, гемоглобин в крови доставляет кислород в клетки, не подвергая его химическим изменениям.
       * Белки выполняют энергетическую функцию, при расщеплении 1г. белка освобождается 17, 6 кДж энергии.

    2. Учитель: Итак, ребята вы убедились в важности белков для живого организма. Основными продуктами, поставляемыми белки, являются молоко, сметана, мясо. Эти продукты питания производят в нашем крае, в нашем районе, и мы надеемся, что они обладают хорошим качеством. В этом мы убедимся, проведя лабораторный практикум на фальсификацию продуктов питания и сделаем вывод, в каких экологических условиях содержались животные, от которых получены молоко и мясо.

II.    Каждая группа ребят получает задание для проведения лабораторного опыта.

    Опыт № 1
    «Определение качества пастеризации молока ООО «Янтарь» Кущевского района.
     Под пастеризацией предусматривается уничтожение патогенных микроорганизмов – ферментов, которые ухудшают качество молока.
    Реактивы: пастеризованное молоко, 20 мл. дистиллированной воды, 0,1 М р-р серной кислоты.
    Оборудование: два стакана, фильтровальная бумага, воронка, спиртовка, стеклянная трубка.
    Алгоритм выполнения анализа.
         * К пробе молока добавить 20 мл. дистиллированной воды.
        * По каплям добавлять 0,1 М раствор серной кислоты до образования хлопьев казеина.
         * Полученную смесь профильтровать.
        * Фильтрат нагреть до кипения.
     Ключ: В сыром молоке вновь появятся хлопья казеина.
    Опыт № 2
    «Определение свежести молока ООО «Янтарь» Кущевского района».
    Реактивы: молоко, 5мл. 1% раствора фенола, 5мл. 1% раствора хлорида железа (III).
    Оборудование: стакан.
    Алгоритм выполнения анализа.
         * К 5мл. 1% фенола прилить 5мл. 1% раствора хлорида железа (III).
        * Отметить фиолетовое окрашивание.
         * Добавить пробу молока.
     Ключ: несвежее молоко дает желто – зеленое окрашивание.
    Опыт № 3
    «Определение примесей в сметане ООО «Янтарь» Кущевского района».
    Реактивы: сметана, горячая вода.
    Оборудование: колба, ложка.
    Алгоритм выполнения анализа.
         * В колбу с горячей водой поместите ложку сметаны.
Ключ: При наличии примесей жир всплывает, а казеин оседает на дно. Зная, что в норме сметана не должна иметь осадка, предположите степень фальсификации на возможное содержание в ней творога, кефира, крахмала.
    Опыт № 4
    «Определение свежести мяса ООО «Дары природы» Кущевского района».
    Реактивы: 5г. мяса, 1мл. 5% раствора серной кислоты.
    Оборудование: пробирки, держатель, спиртовка, воронка, вата, пипетка.
    Алгоритм выполнения анализа.
         * Приготовить мясной бульон.
        * Отфильтровать через вату, пользуясь воронкой.
        * Добавить 5 капель 5% раствора серной кислоты и встряхнуть.
         * Через 1минуту проверить результат.
        * Определите степень качества свежести мяса.
Ключ: В свежем бульоне раствор прозрачный, при сомнительной свежести раствор становится мутным, а у несвежего замороженного мяса – мутный с хлопьями.
    Опыт № 5
    «Определение свежести колбасы по содержанию сероводорода ООО «Дары природы» Кущевского района.
    Реактивы: 5г. мелко измельченной колбасы, 1мл. 10% раствора нитрата свинца.
    Оборудование: пробирка, пробка с проволокой, фильтровальная бумага.
    Алгоритм выполнения анализа.
         * 5г. мелко измельченной колбасы поместить в пробирку с пробкой.
        * Мокрую фильтровальную бумагу пропитать в растворе нитрата свинца.
        * Закрепить на проволочке и внести в пробирку.
         * Сделайте заключение об исследуемой пробе.
Ключ: Если бумага становится темной. То в данном продукте есть сероводород. Он образуется в больших количествах, являясь индикатором порчи мяса. В норме сероводород должен отсутствовать.

    Обсуждаем результаты опытов и делаем вывод: Все продукты местного производства свежие, хорошего качества. Животные, от которых получены данные продукты, находились в нормальных экологических условиях.

    3. Учитель: С целью определения реального уровня полученных знаний, проведем тест.

    Тест № 1.

    1. Первичная структура белка определяется:
            А) количеством аминокислотных остатков.
            Б) последовательностью аминокислотных остатков и их количеством.
            В) видом аминокислот и их количеством.
    2. Для ДНК характерны следующие азотистые основания:
            А) Аденин, цитозин, тимин, урацил.
            Б) Аденин, цитозин, тимин, урацин.
            В) Аденин, цитозин, тимин, гуанин.
    3. Состав ДНК отличается от состава РНК содержанием:
            А) сахара.
            Б) азотистых оснований.
            В) сахара и азотистых оснований.
    4. Ферменты – это биокатализаторы, являющиеся:
            А) белками
            Б) липидами
            В) нуклеотидами.
    5. Ядро характерно для клеток:
            А) эукариот
            Б) прокариот
            В) всех живых организмов.

    Тест № 2.

    1. Аминокислоты в молекулах белка соединены посредством:
            А) ионной связи
            Б) водородной связи
    2. Мономерами крахмала и гликогена являются:
            А) сахароза
            Б) глюкоза
            В) рибоза
    3. В клетке ДНК содержится в:
            А) ядре и митохондриях
            Б) только ядре
            В) ядре и цитоплазме.
    4. К полимерам относятся:
            А) крахмал, белок, целлюлоза
            Б) белок, гликоген, жир
            В) целлюлоза, сахароза, крахмал
    5. Процесс удвоения молекул называется:
            А) репликацией
            Б) транскрипцией
            В) диссимиляцией.

    Тест № 3.

    1. Мономерами нуклеиновых кислот являются:
            А) азотистые основания
            Б) рибоза и диксирибоза
            В) нуклеотиды
    2. Из аминокислотных остатков построены молекулы:
            А) углеводов
            Б) белков
            В) липидов
    3. Гормональную функцию могут выполнять:
            А) только белки
            Б) белки и липиды
            В) белки, липиды, углеводы
    4. Вода обладает способностью растворять ионы потому, что:
            А) ее молекулы полярны
            Б) атомы в ее молекуле соединены ионной связью
            В) дисульфидными ковалентными связями.
    5. Вторичная структура белка поддерживается:
            А) пептидными связями
            Б) водородными связями
            В) дисульфидными мостиками

    III. Взаимопроверка в группах.

    IV. Подводим итог урока.

    Урок разработан учителем Кисляковской МОУ СОШ № 2 Колган Светланой Вячеславовной.


ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ 


Сайт создан в системе uCoz