Цели урока:
· сформировать представление об исторической значимости личности Екатерины II в истории России и Краснодарского края;
· способствовать развитию интереса к прошлому и настоящему родного края;
· формировать начальные навыки исследовательской работы.
Формы проведения: урок- путешествие с претензией.
Оборудование:
· карта Краснодарского края;
· мультимедиа,
· пособие М.В. Мирук «Введение в историю», с.10;
· словарик;
·
карта «Переселение
казаков-черноморцев на Кубань
(1792-1793) – у каждого ученика;
· индивидуальные карточки «Проверь себя» – тест.
· иллюстрация с изображением Петербурга.
Ход урока.
I. Активизация знаний учащихся:
Слайд 1.
· Как называется столица нашего края?
· Может кто-нибудь знает, как этот город назывался раньше?
· А почему он так назывался, как вы думаете?
· Вспомните, как появились названия городов, станиц?
· В честь кого же был назван город Екатеринодар?
II. Сообщение темы урока:
· Как вы думаете о ком или о чем будет идти речь на уроке?
Учитель. В связи с празднованием 7 декабря 2008г. Дня Святой великомученицы Екатерины, покровительницы г. Екатеринодара-Краснодара, во всех школах края, в каждом классе сегодня проходит единый Всекубанский урок «Именем Екатерины нареченный». Мы с вами отправимся в путешествие во времени.
III. Первый пункт путешествия.
1. Первое место куда мы с вами отправимся – далекий 18 век. Итак, на машине времени отправимся в г. Петербург 18 века.
(Звучит мелодия)
Вот и прибыли на место нашей первой остановки, в г. Петербург. Рассмотрим, как жили люди в те далекие времена.
(Рассматриваем иллюстрацию)
2. Слайд 2.
Как вы думаете, кто это может быть?
Учитель. Это молодая немецкая девушка, принцесса Фике, которая приехала в Россию для того, чтобы стать женой царевича Петра.
3. Слайд 3.
Учитель. Что вы можете сказать о Фике, глядя на ее портрет?
Ученик. Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, истории, географии. Уже в детстве появился ее независимый характер, любознательность, настойчивость.
(Высматриваются соответствующие слова, характеризующие Екатерину)
Ученик. Живя в России, Екатерина читала книги по истории, экономике, интересовалась традициями и обычаями русского народа. Она поставила себе цель завоевать расположение императрицы, своего мужа и русского народа.
IV. Второй пункт путешествия – Царский дворец.
1. Учитель. В 18 в. Российская империя вела войны с Турцией за выход к берегам Черного моря. Активное участие в этой борьбе принимали черноморские казаки.
· А вы можете сказать мне, кто такие казаки?
· Чем они занимались?
· Как жили?
(Рассматривают иллюстрации на с. 18-19 «Введение в историю» М.Мирук)
· В ходе какой экскурсии мы знакомились с жизнью, бытом казаков, их воинскими заслугами?
(Дети рассказывают о посещении «Поля Казачьей Славы» в ст.Кущевской)
2. Ученик. В те далекие годы, в ходе войны с турками, казаки не ведали страха, проявляли храбрость и верность России.
Екатерина знала о военной доблести казаков. После военных сражений к царице приходили просьбы отвести казачьему войску земли на Тамани и берегах Кубани. Казакам хотелось прочно обосноваться, иметь выгодные земли, вести хозяйство.
3. Учитель. Итак, отправляемся в царский дворец.
Слайд 4. Казачья делегация прибыла в Санкт – Петербург и 1 апреля 1792 года попали на прием к императрице Екатерине II.
Казаки совещались на кануне, как себя повести, что сказать, как одеться. И вот они в царских покоях. Вокруг все дорогое, тонко сделанное. В костюме казаков, напротив, во всем видна ширь. Складчатые шаровары, широкие пояса, высокие шапки, с ярким расшитым верхом, блестящие сабли, пистолеты – все говорило о совсем иной, нежели во дворце, жизни – о беспокойной жизни на приволье.
Наружность Екатерины была величественна и привлекательна. Казаки не сразу согласились подняться с колен. Царица благосклонно улыбаясь, взяла поднесенное ей войсковое прошение.
Екатерина помнила заслуги казаков перед Отечеством и приняла решение их просьбы удовлетворить.
Она верно рассчитала, что казаки будут охранять южную границу – другим поселенцам с этим не справиться.
4. Характеристика Екатерины II, уже как императрицы России.
Екатерина II была тонким психологом, в общении с подданными была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична, была хорошим собеседником. За время ее царствования, практически не было шумных отставок, никто не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен.
(у доски выставляются слова, характеризующие Екатерину, как императрицу.)
V. Третий пункт путешествия – путешествие казаков от берегов Днестра на Кубань.
1. работа с картой «Переселение казаков – Черноморцев на Кубань» (1792 – 1793).
Первый отряд под командованием полковника Саввы Белого, следовавший морем, высадился в августе 1792 года на берегу Тамани.
Второй отряд, во главе с атаманом Захарием Чепегой, осенью того же года, подошел к Ейскому укреплению. Ненастье вынудило казаков зазимовать здесь, а весной 1793 года отправились в путь.
2. Рассмотреть иллюстрацию на с. 10-11 «Переселение».
Долгим показался путь по бескрайней цветущей Кубанской степи. Наконец, подошли к высокому берегу Кубани. Казаки заложили крепость на месте, которое на карте обозначено Карасунский Кут. С нее и начинался г. Екатеринодар.
3. Практическая работа:
· Найдите путь Саввы Белого и Захария Чепега.
· Найдите Карасунский Кут – крепость будущей г. Екатериенодар.
Учитель. Казаки любили свою царицу, верой и правдой служили императрице и государству Российскому. Они оправдали надежды Екатерины II.
VI. Четвертый пункт путешествия – современный г. Краснодар.
1. Вернемся в наше время и отправимся в столицу нашего края.
Справка: г. Екатеринодар был переименован в Краснодар в 1920 году властями того времени.
Слайд 5. Памятник 1907 – 1920 г.
Таким он был в 1907 – 1920 годах.
· Как же в современном Краснодаре помнят и чтят Екатерину Великую?
Слайд 6.
Ученик. 8 сентября 2006 года состоялся большой праздник для всего казачества, в том числе и открытие нового памятника Екатерины II.
Слайд 7.
Слайд 8.
На специальных подставках были вынесены главные реликвии кубанского казачества: жалованная Екатериной II грамота, ларец с землей из памятных мест Кубани и войсковое Евангелие.
Учитель. Церемония открытия памятника практически полностью повторила сценарий событий прошлых лет.
Слайд 9. Жалованная грамота императрицей II 1792 г.
· Как вы думаете, где она может хранится?
· А где вы раньше видели портрет Екатерины II и фотографию грамоты?
(во время экскурсии на «Поле Казачьей Славы»)
VII. Обобщение:
1.
· Как вы теперь ответите, почему город казаки назвали Екатеринодаром?
· Какие человеческие качества позволили Екатерине II стать Великой Императрицей?
(с опорой на слова у доски, характеризующие ее как личность, дети говорят о важных человеческих качествах, как императрицы).
2. Тестирование. «Проверь себя» с опорой на записи у доски, карту «Переселение казаков на Кубань 1792 г.», текст в пособии М. Мирук «Введение в историю», с. 10-12.
1. Кем была подписана «жалованная грамота» Черноморскому казачьему войску?
Петр III Екатерина II Чепега
2. Кто возглавлял отряд казаков, заложивших Крепость – будущий г. Екатеринодар?
Белый Головатый Чепега
3. Назовите дату основания Екатеринодара?
1791 1793 1792
3. Учитель. Екатерина была немецкой принцессой, между тем в самой России Екатерину II считали самой русской императрицей. Она много сделала для блага государства Российского и об ее царствовании сложилось представление как «золотом веке». Но об этом вы узнаете позже. Вас ждут новые открытия в истории. А пока предлагаю задание. Выполнить его можно в ходе работы клуба «ИстоК».
VIII. Творческое задание.
Подготовить материал для своего портфолио: выполнить рисунки или записи самых интересных моментов урока, запомнившихся и понравившихся вам.
IX. Итог урока:
· Что нового вы узнали сегодня на уроке?
· Какие события запомнились?
Урок проведён 5 декабря 2008 года во 2а классе Кисляковской МОУ СОШ № 2 Мусихиной Н.И.