ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ 
Всекубанский урок «Именем Екатерины нареченный»

Цели урока:

·        сформировать представление об исторической  значимости личности Екатерины II в истории России и Краснодарского края;

·        способствовать развитию интереса к прошлому и настоящему родного края;

·        формировать начальные навыки исследовательской работы.

Формы проведения: урок- путешествие с претензией.

Оборудование:

·                  карта Краснодарского края;

·                  мультимедиа,

·                  пособие М.В. Мирук «Введение в историю», с.10;

·                  словарик;

·                  карта «Переселение казаков-черноморцев на Кубань
(1792-1793) – у каждого ученика;

·                  индивидуальные карточки «Проверь себя» – тест.

·                  иллюстрация с изображением Петербурга.

Ход урока.

I.            Активизация знаний учащихся:

Слайд 1.

·        Как называется столица нашего края?

·        Может кто-нибудь знает, как этот город назывался раньше?

·        А почему он так назывался, как вы думаете?

·        Вспомните, как появились названия городов, станиц?

·        В честь кого же был назван город Екатеринодар?

II.         Сообщение темы урока:

·       Как вы думаете о ком или о чем будет идти речь на уроке?

Учитель. В связи с празднованием 7 декабря 2008г. Дня Святой великомученицы Екатерины, покровительницы г. Екатеринодара-Краснодара, во всех школах края, в каждом классе сегодня проходит единый Всекубанский урок «Именем Екатерины нареченный». Мы с вами отправимся в путешествие во времени.

III.     Первый пункт путешествия.

1.           Первое место куда мы с вами отправимся – далекий 18 век. Итак, на машине времени отправимся в г. Петербург 18 века.

(Звучит мелодия)

Вот и прибыли на место нашей первой остановки, в г. Петербург. Рассмотрим, как жили люди в те далекие времена.

(Рассматриваем иллюстрацию)

2.           Слайд 2.

Как вы думаете, кто это может быть?

Учитель. Это молодая немецкая девушка, принцесса Фике, которая приехала в Россию для того, чтобы стать женой царевича Петра.

 

3.           Слайд 3.

Учитель. Что вы можете сказать о Фике, глядя на ее  портрет?

Ученик. Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, истории, географии. Уже в детстве появился ее независимый характер, любознательность, настойчивость.

(Высматриваются соответствующие слова, характеризующие Екатерину)

Ученик. Живя в России, Екатерина читала книги по истории, экономике, интересовалась традициями и обычаями русского народа. Она поставила себе цель завоевать расположение императрицы, своего мужа и русского народа.

 

IV.       Второй пункт путешествия – Царский дворец.

1.     Учитель. В 18 в. Российская империя вела войны с Турцией за выход к берегам Черного моря. Активное участие в этой борьбе принимали черноморские казаки.

·              А вы можете сказать мне, кто такие казаки?

·              Чем они занимались?

·              Как жили?

(Рассматривают иллюстрации на с. 18-19 «Введение в историю» М.Мирук)

·              В ходе какой экскурсии мы знакомились с жизнью, бытом казаков, их воинскими заслугами?

(Дети рассказывают о посещении «Поля Казачьей Славы» в ст.Кущевской)

2.     Ученик. В те далекие годы, в ходе войны с турками, казаки не  ведали страха, проявляли храбрость и верность России.

Екатерина знала о военной доблести казаков. После военных сражений к царице приходили просьбы отвести казачьему войску земли на Тамани и берегах Кубани. Казакам хотелось прочно обосноваться, иметь выгодные земли, вести хозяйство.

3.     Учитель. Итак, отправляемся в царский дворец.

Слайд 4.     Казачья делегация прибыла в Санкт – Петербург и 1 апреля 1792 года попали на прием к императрице Екатерине II.

Казаки совещались на кануне, как себя повести, что сказать, как одеться. И вот они в царских покоях. Вокруг все дорогое, тонко сделанное. В костюме казаков, напротив, во всем видна ширь. Складчатые шаровары, широкие пояса, высокие шапки, с ярким расшитым верхом, блестящие сабли, пистолеты – все говорило о совсем иной, нежели во дворце, жизни – о беспокойной жизни на приволье.

Наружность Екатерины была величественна и привлекательна. Казаки не сразу согласились подняться с колен. Царица благосклонно улыбаясь, взяла поднесенное ей войсковое прошение.

Екатерина помнила заслуги казаков перед Отечеством и приняла решение их просьбы удовлетворить.

Она верно рассчитала, что казаки будут охранять южную границу – другим поселенцам с этим не справиться.

4.     Характеристика Екатерины II, уже как императрицы России.

Екатерина II была тонким психологом, в общении с подданными была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична, была хорошим собеседником. За время ее царствования, практически не было шумных отставок, никто не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен.

(у доски выставляются слова, характеризующие Екатерину, как императрицу.)

V. Третий пункт путешествия – путешествие казаков от берегов Днестра на Кубань.

1. работа с картой «Переселение казаков – Черноморцев на Кубань» (1792 – 1793).

     Первый отряд под командованием полковника Саввы Белого, следовавший морем, высадился в августе 1792 года на берегу Тамани.

     Второй отряд, во главе с атаманом Захарием Чепегой, осенью того же года, подошел к Ейскому укреплению. Ненастье вынудило казаков зазимовать здесь, а весной 1793 года отправились в путь.

2. Рассмотреть иллюстрацию на с. 10-11 «Переселение».

     Долгим показался путь по бескрайней цветущей Кубанской степи. Наконец, подошли к высокому берегу Кубани. Казаки заложили крепость на месте, которое на карте обозначено Карасунский Кут. С нее и начинался г. Екатеринодар.

3. Практическая работа:

·        Найдите путь Саввы Белого и Захария Чепега.

·        Найдите Карасунский Кут – крепость будущей г. Екатериенодар.

Учитель. Казаки любили свою царицу, верой и правдой служили императрице и государству Российскому. Они оправдали надежды Екатерины II.

VI. Четвертый пункт путешествия – современный г. Краснодар.

1.     Вернемся в наше время и отправимся в столицу нашего края.

Справка: г. Екатеринодар был переименован в Краснодар в 1920 году властями того времени.

Слайд 5. Памятник 1907 – 1920 г.

Таким он был в 1907 – 1920 годах.

·        Как же в современном Краснодаре помнят и чтят Екатерину Великую?

Слайд 6.

Ученик. 8 сентября 2006 года состоялся большой праздник для всего казачества, в том числе и открытие нового памятника Екатерины II.

Слайд 7.

Слайд 8.

На специальных подставках были вынесены главные реликвии кубанского казачества: жалованная Екатериной II грамота, ларец с землей из памятных мест Кубани и войсковое Евангелие.

Учитель. Церемония открытия памятника практически полностью повторила сценарий событий прошлых лет.

Слайд 9. Жалованная грамота императрицей II 1792 г.

·        Как вы думаете, где она может хранится?

·        А где вы раньше видели портрет Екатерины II и фотографию грамоты?

(во время экскурсии на «Поле Казачьей Славы»)

VII. Обобщение:

1.

·        Как вы теперь ответите, почему город казаки назвали Екатеринодаром?

·        Какие человеческие качества позволили Екатерине II стать Великой Императрицей?

(с опорой на слова у доски, характеризующие ее как личность, дети говорят о важных человеческих качествах, как императрицы).

2. Тестирование. «Проверь себя» с опорой на записи у доски, карту «Переселение казаков на Кубань 1792 г.», текст в пособии М. Мирук «Введение в историю», с. 10-12.

1. Кем была подписана «жалованная грамота» Черноморскому казачьему войску?

         Петр III              Екатерина II                Чепега

2. Кто возглавлял отряд казаков, заложивших Крепость – будущий г. Екатеринодар?

         Белый                  Головатый                   Чепега

3. Назовите дату основания Екатеринодара?

         1791                    1793                              1792

3. Учитель.  Екатерина была немецкой принцессой, между тем в самой России Екатерину II считали самой русской императрицей. Она много сделала для блага государства Российского и об ее царствовании сложилось представление как «золотом веке». Но об этом вы узнаете позже. Вас ждут новые открытия в истории. А пока предлагаю задание. Выполнить его можно в ходе работы клуба «ИстоК».

VIII. Творческое задание.

Подготовить материал для своего портфолио: выполнить рисунки или записи самых интересных моментов урока, запомнившихся и понравившихся вам.

IX. Итог урока:

·        Что нового вы узнали сегодня на уроке?

·        Какие события запомнились?

Урок проведён 5 декабря 2008 года во 2а классе Кисляковской МОУ СОШ № 2  Мусихиной Н.И.


ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ 


Сайт создан в системе uCoz