ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ 

Урок кубановедения «История образования станицы Кисляковской, её достопримечательности»


Пояснительная записка.

Урок кубановедения в 3 классе представлен по второму направлению «Начальная школа». Тема урока «История возникновения станицы Кисляковской, её достопримечательности».

 Особенности детей в классе, которые были учтены при подготовке к уроку. В классе 26 учеников, из них 16 девочек и 10 мальчиков. В классе присутствует благоприятный психологический климат, царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом. Ребята уверены в себе, открыты, терпимы к чужому мнению. Межличностные отношения в классном коллективе хорошие. Изолированных учащихся в классе нет.

Наиболее частые отметки, которые получают ученики класса это 4 и 5. Но есть ребята, которые менее успешно справляются с учебой. Все учащихся занимаются в различных кружках и секциях не только в школе, но и в МУК ДК ст. Кисляковской. Они увлекаются спортом, рисованием, танцами, при этом используя полученные знания, умения, навыки не только на уроках, но и в разнообразных конкурсах и соревнованиях, проводимых в школе.

Урок построила с таким расчетом, чтобы у детей были задействованы все каналы восприятия: зрительный, слуховой, тактильный. Урок проходит в едином сюжете, переходит от одного этапа урока к другому.

Выбор типа урока «изучение нового материала» обоснован дидактическими целями и содержанием, особенностями класса. Содержание урока было отобрано в соответствии с поставленными целями исходя из программы.

Урок построен на основе программы по кубановедению для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Авторы: Еременко Е.Н., Зыгина Н.М.

Используемый УМК: учебник «Кубановедение», авторы,М.В. Мирук, Е.Н.Ерёменко. ОИЦП «Перспективы образования»,2007; Рабочая тетрадь по кубановедению 3 класс, ОИЦП «Перспективы образования» Краснодар 2010.

Урок относится ко II разделу «Без прошлого нет настоящего», тема №5.Количество часов: всего-34ч,В неделю-1 час.

Планируя этапы урока, мною были определены дидактические задачи и спрогнозированы результаты каждого этапа.

1.      Организационный этап.

На данном этапе была проведена подготовка учащихся к уроку.

2.      Актуализация знаний.

На данном этапе  использовался словесный метод, прем беседы, где учащиеся вспомнили ранее изученный материал.

3.      Постановка проблемы, определение темы  урока.

Используется словесный метод, постановка проблемного вопроса. Сообщение темы урока и постановка задач сопровождались демонстрацией слайдов на экране. Данные методы, приёмы были направлены на обеспечение эмоционального восприятия учащимися темы урока и задач.

4.      Изучение нового материала.

На этом этапе была организована  коллективная, групповая, индивидуальная работа учащихся использовались проблемные вопросы,  все поэтапно демонстрируется с помощью мультимедийного проектора на экране.

5.      Закрепление изученного.

Задачей этого этапа являлось получение достоверной информацией о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. Мобилизация учащихся на осмысление своих действий и самооценки. Использована викторина.

6.      Итог урока.

Дидактической задачей данного этапа являлось обеспечение понимания цели, содержания и способов подведения итогов.

Выполняя на уроке все эти этапы, учащиеся расширяли кругозор, используя материал из разных источников информации,  работая по группам, всем классом или индивидуально, а так же получали возможность с различными интересами и способностями выбрать нужный материал и наконец,  активизировали познавательную деятельность,  получая как можно больше информации за меньшее время.

Я использую ИКТ для того, чтобы детям было интересно учиться, чтобы лучше учить детей.

Мои цели: сделать всё зависящее от меня, чтобы ребёнок с желанием бежал в школу, чтобы понял, что учиться – это интересно, а чтобы успешно учиться, надо много трудиться.

Тема: История возникновения станицы Кисляковской, её достопримечательности.

Цели  урока:

-      познакомить учащихся с историей заселения  станицы Кисляковской, углубить знания по истории переселения казаков – черноморцев.

-      развивать образное мышление и речь учащихся, память, внимание.

-      прививать любовь к малой Родине, чувства патриотизма и гордости за свою станицу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся систематизировать материал, выделять главное; запомнят важные исторические события в жизни родной станицы.

Оборудование урока: мультимедиа проектор, карта Краснодарского края, карточки, рабочая тетрадь.

Ход урока:

I.         Организационный момент.

II.      Актуализация знаний.

Могучие горы,

Степные просторы,

Приморского берега грань…

Леса и поляны,

Сады и лиманы –

Всё это родная Кубань…

-      В каком крае мы живём?

-      Назовите соседей Краснодарского края

-      Какие моря омывают Краснодарский край?

-      Когда образовался наш край?

-      Покажите на карте территорию Краснодарского края.

-      Вспомните, когда началось заселение Кубани казаками?

III.   Постановка проблемы, определение темы урока.

« Чем дальше в будущее входим

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.»

В. Шафнер

Этими словами, мне хотелось начать путешествие в прошлое. Ребята, каждый из вас любит свой дом, свою улицу, свою станицу. Мы живём в красивой, современной станице. Всегда ли была наша станица такой?

Как вы думаете о чём мы будем говорить на уроке?

-      Мы сегодня узнаем историю образования нашей станицы Кисляковской. На уроке у нас присутствуют гости из прошлого, казак и казачка, которые помогут нам познакомиться с историей нашей станицы.

IV.    Изучение нового материала.

(дети читают стихи)

Люблю тебя, моя станица

Ты – сердца моего частица,

Люблю тебя я всей душой

Ты – мой причал, мой дом родной.

-      А как же всё начиналось?

-      Как раньше назывались казачьи поселения?

             1.          Происхождение названия Кисляковского куреня

Кисляковский курень переселился на Кубанскую землю в числе 38 бывших запорожских куреней, имея к тому времени не менее 200 лет «от роду»первое упоминание Кисляковского куреня относится к 18 марта 1714 г.

О происхождении наименования Кисляковского куреня можно говорить только предположительно. Как известно, большинство названий куреней происходило по принципу объединения казаков  по принципу землячества (Крыловский, Полтавский) или по имени атамана – основателя куреня. Наименование Кисляковского куреня произошло скорее по 2 принципу. Что личности с прозвищем Кисляк на территории «вольностей казачьих» были ,сомнений нет. 30 июня 1792 года Войсковой судья Антон Андреевич Головатый получил из рук Екатерины II грамоту о пожаловании Черноморскому казачьему войску земли на Кубани.

Значительное число казаков Кисляковского куреня прибыло на Кубань в отряде кошевого атамана З.А.Чепеги, который и сам числился в этом же курене. 

 При жеребьевке Кисляковскому куреню выпало селиться в северной части Черномории "при речке Ее". Первоначально селение входило в Ейский округ, но указом Войскового правительства от 11 ноября 1794 г. было переведено в Григорьевский. На 1 января 1796 г. в Кисляковском курене числились 631 мужчина и 328 женщин .При первом пополнении Черноморского войска малороссийскими казаками в 1809-1811 гг. в куренном селении осело 1147 мужчин и 1025 женщин из Полтавской и Черниговской губерний. Точное количество переселенцев второго потока в 1821-1825 гг. неизвестно, но число дворов в курене возросло с 350 до 417.

-      В каком  году образовалась наша станица? (1794 год)

Физкультминутка

             2.          Строительство  Кисляковского куреня.

Каждому куренному атаману был выдан план будущего селения.

-      Как называется жилище казаков?

1) Сообщения учащихся

Жилище - хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол глинобитный. Крыша из соломы и камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату. В красном углу висели иконы, лампадка. Иконы были покрыты вышитым рушником.  На лавках вокруг стола сидели во время обеда, они покрывались домоткаными дорожками. Одежда, рушники, наволочки, простыни хранились в сундуках-скрынях в большой хате.

Казак: Дом у меня хороший добротный, и живем мы мирно и зажиточно, это не спроста. Расскажу вам, как я место выбирал для строительства дома. Понравилась мне земля. На ночь насыпал там четыре горки пшеницы, утром посмотрел – все в порядке, если бы оказались потревоженными, никогда не стал бы строить – опасное место. А чтобы все в хозяйстве водилось обязательно при закладке фундамента бросить в него клочки шерсти, перья домашних птиц, мелкие деньги.

Казачка: Дом нам строить помогали соседи, друзья, родственники. Очень много народу на мазку пришли, еле угощение на всех приготовила. Позвали всех участников строительства дома на новоселье, но, прежде всего я пригласила «хозяина» - домового. Для этого поднялась на чердак старого жилья, разложила угощение, пустой мешок положила, чтобы он туда влез. А через время забрала мешок и на чердак нового дома отнесла.

Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служила лиска-плетень из хвороста и камыша. Пища казаков была разнообразна – домашний хлеб, пирожки. молоко, узвар, борщ, галушки, вареники с картошкой ,разносолы: капуста, огурцы, помидоры, арбузы; молочные и мясные продукты.

Казак: Мне в жаркую погоду очень нравится наш кубанский квас. Готовят его из отрубей, сухарей, муки с добавлением солода и без него. Выпьешь и сразу почувствуешь себя лучше.

Казачка: А я хочу сказать, чтобы вы делали без нашего кубанского борща. Нет борща дома семья голодная. А как готовить, это секрет хозяйки. Скажу лишь, что необходимо отварить мясо. Приготовить овощи: бурак, картофель, морковь, лук, перец, чеснок, зелень. Обязательно заправляют борщ старым салом. Только сваришь, и соседи на угощение идут.

2) Работа в парах по карточкам.

-      Ребята, у вас на столах есть карточки-картинки с предметами быта казаков. Как они называются? Подпишите.

             3.          Строительство церквей и храмов.

Обустраивать свой населенный пункт казаки начинали с возведения церкви. Для строительства выбиралось открытое место, чтобы колокольный звон был слышен по всей округе.

 В 1797 г. в Кисляковском курене уже действовала церковь во имя Рождества Богородицы, в которой священником был Григорий Белый. Через полтора года его сменили дьяк Михайло Коновка и пономарь Федор Плохий. В 1831 г. в курене на средства местного казака Степана Кульбашного выстроили новую деревянную церковь во имя Иоанна Предтечи с отдельной колокольней и домом для караульных. Обошлось строительство в 13 тыс. руб. серебром. Это были очень большие деньги даже для такого богатого скотовода, как С. Кульбашный, чье состояние превышало 100 тыс. руб. В 1894 г. вошла в строй еще одна деревянная церковь – Скорбященская с приделом во имя святой Троицы. При ней действовали библиотека, в которой имелось около 300 книг различного содержания, и церковно-приходская школа.

-      Как называется церковь,  которая в нашей станице сейчас? (Храм Рождества Пресвятой Богородицы)

Станица Кисляковская быстро развивалась и обустраивалась.

Главным занятием населения являлось скотоводство, хлебопашество, сенокошение.

С 1883 г. в станице стали работать постоянные воскресные базары. В конце XIX в. в Кисляковской действовали 3 ярмарки (2 февраля, 17 марта и 30 июня). В 1916 г. в станице было 101 промышленное и торговое заведение, в том числе кирпичный завод, 4 хлебные ссыпки 2 газогенераторные мельницы, 5 ветряных, 3 маслобойни, вольная аптека.

             4.          Современная станица.

В этом году наша станица отметила 216-летие. У нас много своих местных достопримечательностей. Назовите их. Сейчас  мы совершим заочную экскурсию по станице. (Просмотр мультимедиа презентации «Наша станица сегодня»)

V.       Закрепление изученного .

Вот мы проследили путь исторического развития родной станицы Кисляковской.

1.    Викторина «Казачий курень»

1)    Когда было переселение казаков на Кубань?

2)    Сколько куреней прибыло из Запорожской Сечи?

3)    Кто получил жалованную грамоту от Екатерины II?

4)    Назовите старейшего казака Кисляковского куреня.

5)    Как называется жилище казаков? Как его строили?

6)    Что было в хате у казаков?

7)    Как  называется изгородь на подворье казака?

8)    Чем занимались казаки в свободное время?

9)    С чего начиналось строительство куреня?

10)  Назовите блюда казачьей кухни.

2. Особенности кубанского говора.

Язык наших предков необычный: перемешались говоры украинский и русский. Теперь мы этот язык называем – кубанским.

-      Давайте проверим хорошо ли мы с вами знаем язык наших прабабушек и прадедушек.

Что означают эти слова?

Бачить       намысто         качка        шукать            гай        драбына         швыдко          гарно        гылка        чоботы

3. Работа по тетради         стр. 25.

VI.    Итог урока.

Мы являемся  наследниками  нашей станицы, её истории, её культуры, всех тех богатств которые созданы руками старших поколений. Мы должны бережно хранить традиции предков, звонкие казачьи песни, трудиться на полях родной станицы, сочинять стихи и песни о ней.

(ученики читают стихотворение)

Есть на свете зелёном разные края.

Только там, где отчий дом, Родина твоя.

Веселись, расти и пой. Знай, что Родина с тобой,

Помни  главные слова: МАМА, РОДИНА, СЕМЬЯ.

Умный сильный наш народ

Далеко глядит вперёд.

Но преданья старины забывать

Мы не должны! Слава русской

Старине! Слава нашей стороне?

VII.  Рефлексия.

-Продолжите фразу :

сегодня я узнал…

было интересно…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

 -У казаков ни один праздник, ни одно событие не обходилось без казачьей песни.

Давайте споём песню «Казацкому роду - нема переводу»

Домашнее задание: сочинить стих или подготовить сообщение об известных людях станицы.

    Автор: Степко Инна Михайловна
Учитель начальных классов МАОУ СОШ №2 ст. Кисляковской Кущевского района


ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ 
Сайт создан в системе uCoz