Степко И.М.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 2
Ст.Кисляковская
Цель: закрепить знания об овощах, фруктах, ягодах; расширить представление детей о значении блюд из зерна в рационе питания человека; познакомить с полезными свойствами чая и народными традициями, связанными с питанием, развивать мотивацию здорового образа жизни, навыки работы в команде.
Оборудование: проектор, экран, компьютер; карточки и муляжи с изображением овощей, фруктов и ягод; разрезные карточки с пословицами о кашах; крупы (рис, пшено, гречка, манка, овсянка); одноразовая посуда с готовой кашей и сухофрукты; 2 кастрюли с водой, 2 чайника и 2 чашки; карточки с записью правильной последовательности заварки чая; выставка детских работ.
Место проведения: актовый зал школы.
Подготовительная работа: дети получили задания:
- нарисовать рисунки, плакаты, составить ребусы, кроссворды на тему «Здоровое питание»;
- составить книжки – малышки с загадками, пословицами, поговорками о продуктах питания;
- составить сборники рецептов полезных блюд.
Некоторые из работ были использованы в презентации к занятию. Остальные - составили выставку.
Ход игры:
Команды представляются, демонстрируют свои эмблемы и девизы.
Далее следуют этапы игры.
1 КОМАНДА - «Зелибоба»
«Овощи, ягоды, фрукты-
Самые витаминные продукты»
(слайд 3)
Выходят дети в костюмах овощей, фруктов и ягод.
Это интересно.
Бобы, фасоль, зелёный горошек - больше других овощей богаты растительными белками. В них содержаться железо, калий, кальций.
Картофель «в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витаминов. Поэтому блюда из картофеля помогают сердцу, делают человека энергичным, защищают от инфекции.
В огурцах большое количество воды, они являются источником минеральных веществ. Огурцы и огуречный сок уменьшают и прекращают кашель, успокаивают нервную систему и обладают жаропонижающим действием.
Морковь - значительно превосходит другие овощи по содержанию легкоусвояемых углеводов и каротина.
Капуста - ценный источник аскорбиновой кислоты
Королями фруктов в России считаются яблоки. Яблоки придают человеку силу, продлевают молодость.
Очень полезны лесные ягоды. Они содержат большое количество витаминов. Многие из них используются в лечебных целях. Варенье, джемы, мармелад, приготовленные из ягод - один из способов сохранения витаминов на зиму.
(слайд 4)
Игра: « Кроссворд»
1) Кругла, рассыпчата, бела.
На стол она с полей пришла,
Ты посоли её немножко
Ведь правда, вкусная…( картошка)
2) Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи,
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос…( морковь )
3) Она на лампочку похожа
И на матрёшку чем-то тоже.
Степашке, Филе и Каркуше
Полезно будет съесть по… ( груше )
4) На остров налетел ураган –
На пальме остался последний… ( банан )
(слайд 5)
Игра: «Поезд»
Один ученик исполняет роль светофора. Остальные учащиеся получают по одной карточке с рисунками овощей, фруктов и ягод.
Поезд движется по залу к светофору. По сигналу «СТОП» на светофоре загорается красный свет. На этот сигнал на остановке выходят только дети с рисунками ягод. На желтый сигнал светофора выходят дети с рисунками овощей, а на зеленый – с рисунками фруктов.
Игра: «Выбери меня»
Класс выстраивается в две команды «Овощи» и «Фрукты». В конце зала стоит коробка с овощами и фруктами. По команде каждый игрок подбегает к коробке и берет только предмет своей команды. Побеждает та команда, которой удается быстрее набрать большее количество предметов.
(слайд 6)
2 КОМАНДА «Кубики»
«Из чего варят каши и как сделать кашу вкусней»
Это интересно.
Рассказ «Как зерно превращается в кашу»
(слайд 7)
1 ученик
Пришёл человек ярким утром на вспаханное поле и бросил в почву зерно. Под землёй оно набухло и проросло. Маленький проросток стал тянуться вверх к солнышку. С каждым днём он становился всё выше. Дождик поливал росточек, солнышко его согревало. Через некоторое время появился у ростка колосок, в котором прятались маленькие зернышки. «Заколосилось поле!»- говорили люди, проходя мимо.
(слайд 8)
2 ученик.
Зёрнышки в колоске росли, а сам колосок, вбирая в себя солнечный свет, становился золотым. «Пора урожай собирать!» - и вот на поле появились комбайны. Комбайнёры собрали зерно. С поля зерно отвезли на мельницу и обмолотили. Так зерно превратилось в крупу, из которой мы теперь можем приготовить кашу.
Рассказ представлен в форме рисованного мультфильма.
Игра «Пословицы заблудились»
- Правильно собрать и прочитать пословицы о кашах .
Просо не посеешь… …блин не испечёшь.
Не гладь лошадь кнутом… …гладь овсом.
Когда каша в печи стоит… …не страшен мороз, что на дворе
трещит.
Если про кашу не забудешь… …здоровым будешь.
Щи да каша… …пища наша.
Гречневая каша… …сама себя хвалит.
С ним каши… …не сваришь
Кашу маслом... …не испортишь.
Сам кашу заварил… …сам и расхлёбывай.
Гречневая каша… …матушка наша.
(слайд 9)
Игра: «Конкурс поварят»
На столе стоят тарелочки с кашей и блюдца с урюком, черносливом, курагой, изюмом и орехами. Каждой команде за 3 минуты украсить своё блюдо с кашей и придумать ей аппетитное название.
Игра: «Отгадай название круп»
В тарелочках разложены крупы (рис, пшено, гречка, манная, овсянка).
Детям предлагается отгадать название крупы на ощупь с закрытыми глазами.
(слайд 10)
3 КОМАНДА «Бусинки»
«Русское чаепитие»
(Выходят дети в костюмах самовара, чайника, чашки с блюдцем)
(слайды 11, 12, 13)
Это интересно.
Хоть чай пили на Руси издавна, появился он из Китая. Существует легенда, что пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в воду попало несколько листочков с куста, растущего рядом. Император выпил получившийся напиток и почувствовал себя бодрее. Так появился обычай пить чай.
Китайцы назвали свой любимый напиток «ЧА-Е», отсюда и русское «чай».
На Руси чай стали пить в 1638 году. А знаменитые самовары, в которых можно было кипятить воду для чая, появились в 1679 году.
Очень полюбился этот напиток на Руси. И недаром, ведь в чае присутствуют, чуть ли не все витамины, благодаря нему человек чувствует себя бодрее.
Только пить нужно лишь свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее».
Чай с лимоном или малиной помогает при простуде.
В народе считается, что чай от 49 болезней помогает!
Вот какой он полезный!
Игра «Знатоки чая»
Собрать листы, на которых написаны операции, выполняемые при заварке чая, в правильной последовательности.
Вскипятить воду.
|
Сполоснуть заварочный чайник горячей водой.
|
Положить чай в заварочный чайник.
|
Накрыть чайник и дать постоять 2-3 минуты.
|
Залить чайник на ¾ кипятком.
|
Накрыть чайник и дать постоять 10 минут.
|
Налить чай в чашку.
|
Залить чай на ¼ кипятком. |
Игра: «Весёлые поварята»
На двух столиках стоят чайники, рядом – кастрюля, наполненная водой, и чашечка. Две команды выстраиваются на линию старта. По сигналу ведущего первые номера бегут к столикам, зачерпывают чашечкой воду из кастрюльки и наливают её в чайник. Побеждает та команда, которой удается быстрее перелить всю воду из кастрюльки в чайник.
(слайд 14)
На сцену выходят весёлые витаминки и поют частушки.
Вам веселые девчушки
Приготовили частушки.
Если их совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите: «Нет, нет, нет!»
Постоянно нужно есть
Для здоровья вашего
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный –
Он совсем, совсем не вкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет? (Нет, нет, нет!)
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну, а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он!
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши!
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьёт!
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши!
(слайд 15)
Все зрители и участники приглашаются за стол с самоваром.