ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Рождественские праздники на Кубани



Цель праздника:

Прививать уважение к народным традициям;

воспитывать гордость за свой народ, его культуру, за свою малую Родину;

развивать кругозор учащихся.

Учитель:

Вот и наступил, ребята, Новый год и первый месяц в году январь – самый  холодный, самый суровый месяц. А название месяцу дано в честь Януса – древнеримского божества дверей, входа и выхода, а затем – всякого начала. Что вы можете сказать про Януса?

Янус – изображался с двумя лицами: одно обращено в прошлое, другое – в будущее. А теперь давайте вспомним стихотворение Самуила Яковлевича Маршака.

Чтец:

Открываем календарь,

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу во дворе.

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идёт столбом.

Учитель:

Январь издавна считается самым любимым месяцем и взрослых и конечно же детей. Скажите, за что вы любите этот месяц?

(Ответы детей).

Учитель:

Вы правильно заметили, дети. Это месяц зимних каникул, весёлых рождественских праздников, подарков и конечно чудес. Вот сегодня мы с вами и отправимся по страницам январского календаря.

Ведущий:

Самый первый день января – это шаг в новый год. В этот день мы веселимся, поздравляем друг друга.

Чтец:

С Новым годом! С Новым счастьем!

Быть добру в любом дому!

Пусть звучат повсюду песни.

Веселится весь народ!

В каждый дом приходит радость,

Новый день и Новый год!

Огненный кабан:

Пусть мой год богатым будет

На удачу и тепло!

Пусть живут на радость людям

Вера, счастье и добро!

Учитель:

Следующий праздник – Великий православный. Рождество–день, когда родился Иисус Христос. Рождество в разных странах встречают по–разному. На Руси ещё за неделю до Рождества начинались новогодние праздники: ходили по домам ряженые, гадали, колядовали, съезжали со снежных горок на рогожах и дощечках, катались на празднично украшенных санях. Например, новгородские ряженые ездили по городу, заходя только в дома, где их ждали: в окнах были выставлены зажженные свечи. Хозяева потчевали ряженых замысловатым кушаньем и вином. На Рождество украшали ёлку, а на макушку ставили звезду – символ Рождественской ночи. Свеча–олицетворение огня, звезды. В ночь на Рождество (Рождественский Сочельник) устраивали гадания и верили, что желания, загаданные в эту волшебную ночь, обязательно сбудутся. И хоть сейчас на дворе уже 21 век, но всё же люди гадали, гадают и будут гадать.

Ведущий:

А для гадания нужны свечи.

Чтец:

Всей семьёю в этот вечер

Соберёмся за столом.

Скажет мама:

Может, свечи

Ради праздника зажжём?

Электричество погасим,

Обойдёмся без него.

И торжественно украсим

Общий ужин

В Рождество.

Пусть огонь весёлый скачет

Над малиновой свечёй

И в подсвечник тихо плачет

Стеариновой  свечой.

Учитель:

Но согласитесь, ребята, так хочется в этот день, чтобы всё было необычно. Вот я и предлагаю вам сделать свечу своими руками. У вас будет возможность пофантазировать.

А как же сделать самим свечу? В качестве новогоднего подарка я хочу вам подарить рецепт изготовления свечи.

(Вручает детям рецепт).

План работы:

1.      Срезать макушку у апельсина.

2.      Освободить корку от мякоти.

3.      Расположить нить.

4.      Растопить воск.

5.      Влить воск в корочку апельсина.

6.      Украсить блеском.

7.      Остудить.

8.      Украсить полученную свечу орнаментом из корки апельсина.

Учитель:

Я думаю с такой свечёй в которую вложено тепло ваших рук и искренняя любовь праздник получится особенно тёплым и весёлым.

Ведущий:

Давайте все сейчас встанем в дружный хоровод и исполним песню « Праздник рождества».

Ведущая:

А сейчас мы с вами вспомним самый весёлый крестьянский праздник – Святки. Длится он от Рождества (7 января) до Крещения (19 января).

Праздновали Святки и стар и млад. На Святки был прекрасный обычай: мальчики и девочки ходили по домам, поздравляли с Новым годом. А ещё что делали? Как вы думаете? Ходила по дворам Коляда: парни и девушки величали хозяев, не жалея щедрых слов.

« Пришла Коляда – отворяй ворота» – говорили в народе. Сегодня и мы с вами вспомним этот старинный обычай. Давайте заглянем в горницу к гостеприимной хозяюшке.

(Сцена оформлена в виде русской избы).

Бабушка:

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Внучка:

Веселья вам да радости!

Бабушка:

Давно мы вас ждём– поджидаем,

Праздник без вас не начинаем!

Внучка:

У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко!

( Гости с шутками– прибаутками заходят в избу, кланяются хозяевам, рассаживаются).

–Счастья вам, хозяюшки!

–Большого здоровья!

–Хозяин весел – и гости радостны.

–Русский человек хлеб – соль водит.

–У нашей хозяюшки все в работе: и собаки посуду моют.

–За шутку не сердись, а в обиду не давайся.

Бабушка:

Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно? Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Внучка: А коли хорошо, так может споём!

(Девочки  исполняют частушки).

Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Эх, топни нога, топни, правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке!

С горы камушек свалился

В быстру реченьку попал.

Мой миленочек женился,

Не богаче меня взял

Сшей-ка, батюшка, сапожки

Вдоль деревни мне ходить:

Накладу часты следочки –

Пускай миленький глядит.

На середину сцены выбегают мальчики, пляшут вприсядку, один поет:

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги;

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

Две гостьи заняты делом: одна вяжет, другая вышивает. Осуждая танцующих, обращаются друг к другу.

1–я гостья.

Лодырь да бездельник –

Им праздник и в понедельник.

2–я гостья.

Ныне гуляшки, завтра гуляшки –

Находишься без рубашки.

Гость.

Акуля, что шьешь не отгуля?

2–я гостья.

А я, батюшка, еще пороть буду.

1–я гостья.

Гуляй, да не загуливайся.

Делу время, потехе – час.

Слышен шум, на сцену выходят колядовщики, поют: Пришли колядки – блины да ладки.

Коляда, коляда! А бывает коляда

Накануне Рождества.

Коляда пришла, Рождество принесла.

Коляда, Моляда, уродилась Коляда!

Кто подаст пирога – тому двор живота,

Еще мелкой скотинки, числа бы вам не знать!

А ктр не даст ни копейки – завалим лазейки.

Кто не даст лепешки – завалим окошки.

Кто не даст пирога – сведем корову за рога.

Кто не даст хлеба – уведем деда.

Кто не даст ветчины – тем расколем чугуны!

Хозяйки  приготавливают угощение, складывают в кошель для пирожного сбора, который носит девица, называемая Мехоноскою.

Девица.

А дай бог тому, кто в этом дому! Ему рожь густа, рожь ужиниста!

1–й гость.

Ему с колосу – осьмина,

Из зерна ему – коврига,

Из полузерна – пирог.

2–й гость.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем, и богатством...

3–й гость.

Лето для старания, а зима – для гуляния.

4–й гость.

Не жалей лаптей в хороводушке! Исполняется веселый русский танец под музыку песни «Ухарь–купец» группы «Золотое кольцо».

Сценка

Старик. Полно, Афимья, артачиться–то, пойдем! Аль не знаешь, что хозяева добрых людей пущают! Эй, развернись, хозяюшкам в пояс поклонись –  любите и жалуйте, добрые люди!

Гость.

Что это она у тебя сегодня больно примахрилась? Аль поминки по бабушке Акулинке справляет?

Старик.

Глупый ты человек! Аль не смекаешь? Понравиться, вишь, вам, молодцам, хочет. Оно и знать, что женихов выбирать пришла.

Гость.

А сколько ей годков? Коли больно молода, так я не возьму: чай, деда моего махоньким помнит?

Старик.

Что ты еще, братец! Баба, вишь, молодая, здоровенная, да вот, нишкни – посмотри!

 (Смотрит ей в зубы, как лошади, желая узнать ее возраст.)

Гость.

И впрямь, брат – цыган! Бабе, оказывается, «два ста без десятка».

Старик.

Она плясать еще может.

Заставляет старуху плясать. Танцуя, она то падает, то встает. Наконец падает и умирает.

Старик (припадает к ней и причитает). Ой, баба моя работящая была, уважительная, а вишь, и померла! Желанная моя, касатка моя, раскрасавица ты эфтакая!

Но вот приходит музыкант, и под звуки гармони старуха оживает и вновь пускается в пляс.

Бабушка.

Где песня льется, там легче живется!

Внучка.

Запевай песню звонкую, шуточную, прибауточную.

Все исполняют русскую песню «Неделька».

В воскресенье я на ярмарку ходила,

Веретенда кудельку купила...

Припев:

Тюря, тюря, тюря, тюря, тюря тюря–ря,

Тюря, тюря, тюря, тюря, тюря–ря.

В понедельник я банюшку топила,

 А во вторник я в банюшку ходила...

Припев.

Тебя, миленький мой, в середу встречала,

А в четверг я тебя провожала...

Припев.

Эх, да в пятницу не прядут, не мотают,

Во субботу всех померших поминают...

Припев.

Так–то, миленький мой, ласковый

Емелька, Проработала всю эту я недельку!

Припев.

Гости собираются уходить и прощаются:

Хорошо в гостях, а дома лучше.

На новое вам лето, на красное вам лето,

Куда конь хвостом, туда и жито кустом.

Куда коза рогом, там и сено стогом.

Жил-был кот Колоброд.

Он развел огород.

Уродился огурец,

Играм, песенкам – конец!

 Гости уходят.

 Бабушка.

Ай, люли, ай, люли,

Гости все домой ушли.

Вышла Маша маленька и закрыла ставеньки.

(Ставни домика  закрываются).

Учитель:

Вот так ребята праздновали Рождественские праздники в русских деревнях. Но традиции эти живы и сейчас у нас на Кубани. Праздники эти – воплощение щедрости, веселья, мудрости русского народа, его безграничной любви  к своей Родине.

(Ставни домика  закрываются).

Литература используемая про подготовке праздника:

  1.  Русский фольклор. Хрестоматия. Екатеринбург,1995.

  2. 2.Русские народные песни. М: Дет. Лит., 1998.

    Урок разработан учителем Кисляковской МОУ СОШ № 2 Маковецкой Натальей Николаевной.


ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ


Сайт создан в системе uCoz