ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Урок русского языка в 4 классе
с использованием здоровье сберегающих технологий


Тема: «Три склонения имён существительных».

Цель: познакомить с распределением имён существительных по склонениям;
научить определить род и падеж имён существительных, повторить орфограмму о безударных гласных;
продолжить работу по обучению комментированному письму, развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, мышление; учить писать красиво;
 воспитывать любовь к природе, любовь к русскому языку, воспитывать культуру поведения на уроке;

 использовать на уроке разно уровневые задания, построить урок с учётом здоровье сберегающих технологий;

использовать мультимедиа для получения нового качества уровня знаний, умений и навыков.

Оборудование: мультимедийная установка,  кленовые листочки с оценками и заданиями, орфографический циферблат.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Вежливые слова и здоровье.

Списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи.

§        Что общего между этими словами, продолжите список.

§        Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: « Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:

§        Я хочу быть здоровым!

§        Я могу быть здоровым!

§        Я буду здоровым!

3. Элементы чистописания.

Осень! Старые деревья давно облетели, и только молодые белоствольные берёзки сохраняют свои увядшие желтоватые листья, блистающие ярким золотом. На нитях осенней паутины повисли резные кленовые листья.

а) Прочитайте выразительно текст

б) О какой осени идёт речь в этом отрывке?

в) Какие слова автора указывают на это? (вспомнить стихотворении Пушкина «Унылая пора…»

г) Списать последнее предложение, подчеркнуть имена существительные, обратить внимание на следующие соединения ез, ля, ая, въе, ве.

Один ученик работает у доски.

д) Как определить род выделенных существительных?

Устно определить род имён существительных (использовать орфографический циферблат)

3. Постановка проблемы.

Существительные из этого отрывка я записала в три столбика.( у сущ. выделены окончания)

- Посмотрите внимательно, подумайте и скажите, по какому признаку я объединила слова в каждом столбике?

Берёза        дерево        нить

Паутина      лист            грусть

Земля         золото        осень

Дядя           восхищение

Делается обобщение.

4. Сообщение темы урока.

Сегодня мы будем с вами изучать три склонения имён существительных. Так вот существительные первого столбика относятся к 1 скл., существительные  второго столбика относятся ко 2 скл., существительные третьего столбика относятся к 3 склонению.

На экране появляется таблица

5. Работа по теме.

Упражнение № 46 в тетради–задачнике (самостоятельно)

Самопроверка в парах.

Наблюдение за словами упражнение № 181 (устно).

Упражнение № 182 учащиеся выполняют в парах по заданию учебника. При выполнении пользоваться таблицей

6. Музыкальная физминутка на массажных ковриках.

 "Тюша-толстячок"

Тюша-Плюша толстячок спрятал шапку в сундучок.

В сундуке проснулась мышка, мышка - серая глупышка.

Только шапку увидала - сразу в обморок упала.

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены. 1 - руки на пояс; 2 - руки к плечам; 3 - руки вверх; 4 - руки через стороны вниз и ви.п. 4 раза, темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - отвести локти назад, прогнуться, левую ногу в сторону - на носок; 2 - 3 - держать; 5 - 6 - и.п.; то же правой ногой. 6 раз, темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - наклон туловища назад; 2 - 4 - держать; 5 - 6 - и.п. 4 раза, темп медленный.

4. И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены. 1 - наклон туловища вперед, руки в стороны; 2 - и .п. 4 раза, темп средний.

5. И.п. - стойка ноги врозь, руки опущены. 1- поворот головы направо; 2 - и.п.; 3 - 4 - поворот головы налево; 5 - и.п.; 6 - руки через стороны вверх; 7 - и.п. 4 раза, темп медленный.

6. И.п. - о.с. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями с помощью указательных пальцев рук 30 с. В и.п. - глаза открыть.

Методические указания

Упражнения для укрепления зрительного анализатора отмечены сплошной линией.

При выполнении некоторых упражнений придерживайтесь следующих правил:

Упр. 2 - отводя локти назад, вдохнуть, плечи развести, хорошо сблизить лопатки, удерживать напряжение, ногу в колене выпрямить.

Упр. 3 - выполняя наклон туловища назад, ноги в коленях не сгибать, хорошо сблизить лопатки.

Упр. 4 - поворачивая голову в сторону, смотреть в сторону и назад, в и.п. - смотреть прямо (укрепление прямых и косых мышц глаза).

Упр. 5 - массируя веки, нельзя сильно давить на глазные "яблоки".

7. Работа по развитию речи, словарные слова.

Один ученик  работает у доски.

Дорога, обсаженная с обоих сторон деревьями (аллея).

Ровная асфальтированная дорога (шоссе).

Помещение для хранения книг и журналов (библиотека).

Что следует при  счёте за десятью? (одиннадцать).

Дрова стали потрескивать и (гореть).

Задание. С одним из этих слов составьте устно предложение. Назовите существительные, определите их падеж  и склонение (устно) использовать орфографический циферблат.

8. Комментированное письмо.

Учитель читает стихотворение, а на экране появляется осенний пейзаж.

Как изменились осени наряды

Всё в золоте: деревья и кусты.

Поэты очарованы и рады

Они стихи слагают и баллады

 Давно такой не видя красоты.

Дети записывают предложение с комментированием.

Медью и золотом отливают листья дуба. (на экране задания)

§        Подчеркнуть главные члены предложения.

§        Указать падеж и склонение имён существительных.

§        Подобрать синонимы к слову отливают ,сверкают, блестят, горят).

9. Физминуткака для глаз.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

10. Рефлексия.

Листопадничек предлагает игру «Засели домики»

На кленовых листочках, которые лежат у детей на партах, записаны существительные. Их  нужно распределить по склонениям.

§        Какие существительные относятся к 1,2,3,склонению?

11.Итог урока. Выставление оценок на кленовых листках.

12. Д\з упражнение№ 184, памятка на стр. 149.

    Урок разработан учителем Кисляковской МАОУ СОШ № 2 Стыцюн Валентиной Павловной.


ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ


Сайт создан в системе uCoz